Чем отличается Указ от Постановления?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается Указ от Постановления?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По статье № 90, в Российской Федерации издает и принимает указы Президент России. Принятые законы входят в список обязательных для исполнения, и исполняются по всей территории государства. При этом законы и указы, которые хочет принять глава державы, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным утверждениям.

Постановление правительства – нормативный правовой акт, принимаемый в силу компетенции исполнительной властью и обладающий юридической силой на территории всей Российской Федерации. Данный документ имеет широкую сферу применения и, как правило, не ограничен временными рамками. Круг субъектов чаще всего строго не определён, поэтому действие постановления распространяется на всех жителей РФ, если не оговорено иное.

Распоряжение правительства – управленческий акт, который призван решить оперативные вопросы и не создающий правоотношений. Данный документ имеет узкую сферу применения и затрагивает отдельный сегмент человеческой деятельности. Как правило, распоряжение ограничено временными рамками и подлежит немедленному исполнению лицами, действие которых на него распространяется.

Зачем нужны указы президента?

Указ президента РФ — подзаконный правовой акт, издаваемый президентом в пределах его полномочий. Что означает «подзаконный»? Уточняющий. Указы президента вносят поправки, ликвидируют пробелы и дополняют другие акты, в том числе и федеральные. Приведем несколько примеров Указов президента:

  • Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020;
  • «О Правительстве Российской Федерации»;
  • «О награждении государственными наградами Российской Федерации»;
  • «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации»;
  • «О мерах по противодействию терроризму»;
  • «О присвоении дипломатических рангов» и т.д.

Из примеров очевидно, что еще одно, ненормативное, предназначение указов — назначение на государственные должности, например, губернаторов и судей, награждение за выдающиеся заслуги или анонсирование изменений в составе органов власти. Все указы и другие действующие в РФ нормативно-правовые акты можно посмотреть на различных официальных правовых порталах.

Кодекс – всему голова

Вновь обратимся к вопросу, который мы обсуждали ранее: о том, какой трудовой договор должен быть заключен с иностранным гражданином – срочный или на неопределенное время. Спорный предмет регулируется нормами федеральных законов, но один из них – Кодекс (Трудовой кодекс РФ), а другой – обычный закон (Федеральный закон № 115-ФЗ). Как сделать выбор между ними? Давайте разберемся.

Существует мнение, что при сравнении двух федеральных законов в любом случае приоритет имеет кодифицированный закон, так как он является своего рода основой, ядром при построении системы права. И все другие нормативные правовые акты, регулирующие точно такие же или сходные правоотношения, должны подстроиться под него. На самом деле не все так просто. На эту тему существует два противоположных решения Конституционного Суда. В первом отрицается возможность какого-либо главенства одного федерального закона (пусть даже и кодифицированного) над другим, во втором «пальма первенства» отдается кодифицированному закону6.

Что такое постановление и распоряжение

Статья 23. Акты Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.1997 N 3-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

(часть 3 введена Федеральным конституционным законом от 31.12.1997 N 3-ФКЗ)

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Читайте также:  Какие пособия на детей вы можете получать, но не знаете об этом

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 уточнен порядок вступления в силу актов Правительства РФ.

Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Статья 15. Структура постановлений и распоряжений

Статья 15. Структура постановлений и распоряжений

1. Текст проекта постановления (распоряжения) содержит, как правило, констатирующую и постановляющую (распорядительную) части и может иметь приложения.

2. В констатирующей части постановления (распоряжения) дается краткий, но исчерпывающий анализ положения дел по рассматриваемому вопросу, оценка сложившегося положения, основания, цели и задачи предписываемых действий, факты и события, цифровые данные (по основным показателям), послужившие причиной издания постановления или распоряжения.

Если проект постановления, распоряжения подготавливается в дополнение или изменение ранее изданного, то в констатирующей части указываются дата, номер, заголовок, дополняемого или изменяемого постановления, распоряжения.

Если предписываемые действия не нуждаются в разъяснениях, то констатирующая часть может отсутствовать.

3. Постановляющая (распорядительная) часть постановления (распоряжения) должна четко определять исполнителей, сроки исполнения и представления информации, должностных лиц или органы, на которые возложен контроль.

Постановляющая (распорядительная) часть документа излагается в повелительной форме, состоит из пунктов и подпунктов. Отдельный пункт, как правило, объединяет действия одного характера и может относиться к разным исполнителям, подпункт определяет отдельные конкретные действия.

Каждый пункт должен начинаться указанием исполнителя или конкретного действия, выраженного глаголом в повелительной форме, а также иметь конкретный срок выполнения этого действия.

В качестве исполнителей указываются структурные подразделения администрации города или юридические лица с фамилиями и инициалами руководителей. Должностное лицо указывается в качестве исполнителя лишь в случаях, если ему предписано выполнение этого действия.

4. Постановление (распоряжение) может иметь приложения, которые оформляются в виде текста (положение, порядок и т.д.), а также планов мероприятий, перечней, списков, таблиц и т.д.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Анализируя обе концепции

Прежде чем установить различия между законом и указом, мы ознакомимся с кратким определением каждого из них, чтобы понять их концепцию и в качестве основного введения в их различия.

Мы понимаем по закону тип обязательной правовой нормы, направленной на регулирование деятельности человека в обществе. Закон устанавливает совокупность обязательств и прав всех граждан в целом, без исключений, и несоблюдение их влечет за собой санкции, даже если это происходит по незнанию. Это тип правовой нормы высшего ранга, будучи абсолютным. Законы защищаются и ратифицируются законодательным органом, требуя одобрения Конгрессом.

Что касается указа, то речь идет о другой тип правовой нормы, которая обычно устанавливает способ применения закона , как правило, разрабатывает правила. Это подтип правовой нормы, с которой он также является обязательным, хотя он может быть изменен и фактически должен быть выполнен в соответствии с действующим законодательством.

Что такое определение?

Судебное определение, это процессуальный акт . Он не разрешает спор по существу, но им может завершаться судебные разбирательства. Так, к примеру, если истец напишет заявление о том, что хочет оставить иск без рассмотрения, судья или коллегия судей выносят определение, суть которого в том, что дело закрывается по заявлению истца. Также есть определения, которыми пресекают рассмотрения судебного дела. В случае если истец нарушил порядок обращения в суд, не дал нужных документов или не оплатил государственную пошлину, судом принимается решение оставить исковое заявление без рассмотрения.

Что представляет собой судебное решение?

В соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса РФ, под судебным решением следует понимать разновидность постановления, посредством которого дело, рассматриваемое судом, разрешается по существу. Оно должно быть легитимным и обоснованным.

Читайте также:  «Переселение соотечественников в Россию» в Ростове в 2022 году

Решение суда считается легитимным только при условии, что оно принято в рамках соблюдения установленных процессуальных норм, а также положений материального права, что применимы в рамках рассматриваемого судьями спора либо в порядке аналогии закона.

Если какие-либо нормы права противоречат друг другу, то суд в целях вынесения легитимного решения должен применить те положения, что зафиксированы в источнике, имеющем большую юридическую силу.

Решение суда считается обоснованным при условии, что при рассмотрении дела исследованы факты и доказательства, подтверждена их достоверность и применимость в отношении конкретного спора.

Чем руководствоваться, Федеральным законом или Постановлением правительства?

Законы устанавливаются с целью управления и организации действий общества в целом, затрагивающих различные ситуации и действия. Тем не менее, указ разработан для решения конкретной ситуации, которая должна быть быстро решена .

Закон и указ как правовые нормы должны соблюдаться и быть обязательными. Однако они не поддерживают равных отношений: в иерархии правовых норм мы бы сначала нашли закон, а сразу после него указы (если только это не указ-закон, в этом случае он будет иметь тот же ранг, что и закон).

Указ никогда не сможет противоречить закону, и его придется отменить или изменить в случае его изменения или появления нового закона, противоречащего указу.

Итак, постановление Правительства – это правовой нормативный акт, который принимается в исполнение и на основании нормативных актов, имеющих более высокую юридическую силу (федеральных законов, указов Президента).

Согласно Конституции, действие постановлений распространяется на всю территорию России, если не установлено иное. Их исполнение обеспечивается Правительством посредством дачи соответствующих указаний подведомственным органам исполнительной власти.

Правительство России имеет полномочия на издание различных документов. Среди них – постановления, распоряжения, поручения, протоколы заседаний и совещаний. Помимо этого, указанный властный орган занимается законопроектной деятельностью.

Главное отличие постановления Правительства – это его нормативный характер. Ненормативность же юридического документа определяется наличием одновременно следующих признаков:

  • Однократность применения или рекомендательный характер.
  • Персонифицированность.

Порядок разработки и утверждения актов Правительства строго урегулирован нормами права – Указом Президента РФ № 763, постановлением Правительства № 260 и другими документами.

Инициатива разработки проекта постановления может принадлежать не только самому Правительству России, но и федеральным органам власти. Ответственные за разработку органы и подразделения должны соблюдать Регламент Правительства РФ, а также Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых документов.

Оценка регулирующего воздействия постановления Правительства – это весьма эффективный инструмент, позволяющий выявить проблемы, связанные с чрезмерностью управления в какой-либо сфере общественной жизни. Помимо такой оценки проводится общественное обсуждение проекта акта, в рамках которого у экспертов есть возможность дать комментарии и внести предложения в разрабатываемый проект.

В чем разница между постановлением и решением суда?

Геннадий володин

Судебное решение традиционно принято рассматривать в двух значениях:
действия суда для завершения судебного разбирательства и подведения итогов;
документ судебной инстанции, содержащий результат разрешения спора по существу.
Законодательное определение понятия «судебное решение» закреплено:
в Гражданском процессуальном кодексе РФ:
«Постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу»
в Арбитражном процессуальном кодексе РФ:
«Судебный акт, принимаемый при рассмотрении дела по существу, арбитражным судом первой инстанции».
Решение о невиновности или виновности подсудимого, вынесенное судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении уголовного дела, называется приговором.
Определение (в праве) — вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.
Определение суда может оформляться как путём составления отдельного документа, так и путём его занесения в протокол судебного заседания (протокольное определение) .
Также определением называется итоговый судебный акт кассационной судебной инстанции в гражданском, уголовном и административном процессах.

Merlin 30

Определение – это процессуальный документ, который постановляется в пределах одного судебного производства. В частности «Определение» постановляется о возбуждении дела, о назначении времени судебного рассмотрения, о принятии мер к обеспечению иска.

Постановление – это, как правило, конечный документ судебного рассмотрения дела Апелляционными и Кассационными судами и провозглашаются «Именем Рассии» . Постановления выносятся о частичной или полной отмене судебного решения, об изменении решения суда.

Нехочуха

Постановление суда – в РФ вид судебных актов. В уголовном процессе-это решение, принятое президиумами судов при пересмотре приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу; всякое решение, принятое судьей единолично, кроме приговора.
есть еще определение))))) , предварительные акты, об оставлении без рассмотрения

Читайте также:  Форма собственности предприятий

Константин александрович

Постановления суда -это более широкое понятие, вбирающее в себя:
определение суда, решение суда и собственно постановление. То есть решение и определение можно назвать постановлениями суда, но не наоборот.


решений суда. определений суда (ч. 1 ст. 13 ГПК). Так, постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, выносится в форме решения (ст. 194 ГПК). Наряду с решениями суд первой инстанции выносит также иные постановления, именуемые определениями (об от­ложении разбирательства дела и прекращении производства по делу, о замене ненадлежащего ответчика, об обеспечении иска, о назначении экспертизы и т.

Что собой представляет постановление суда?

В процессе рассмотрения дела могут возникать какие-то дополнительные вопросы, которые требуют серьезного изучения. Так, в процессе дела судья может вынести постановление о необходимости проведения экспертизы или же постановление о дополнительном изучении каких-то фактов и доводов.

Другими словами, постановление не считается окончательным решением судьи. Это отдельная графа судебных актов, которая формируется в процессе необходимости определения, своеобразных элементов судебного процесса.

Постановления судьи можно оспаривать отдельно. Так, после вынесения постановления можно писать жалобу и пересматривать принятое решение, если для такого пересмотра существуют определенные основания.

Определение или постановление разница и что выше

Выяснив, в чем заключается разница между решением как отдельной разновидностью постановления и иными подвидами второго источника, зафиксируем выводы в таблице.

Принятие решения 1. суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, принимается именем Российской Федерации в форме решения суда. 2. Решение суда принимается в совещательной комнате, где могут находиться только судья, рассматривающий дело, или судьи, входящие в состав суда по делу.

Наличие дополнительного реше­ния не означает, что основное решение рассматривается в качестве промежуточного.

Распоряжениями решаются, в том числе, отдельные вопросы с целью выполнения приказа. Издаётся как руководителем организации, так и начальниками филиалов, структурных отделов. Может быть согласованным коллегиальным решением. Примеры тем распоряжений: проведение тематических дней, составление графиков работ в выходные, создание кратковременной рабочей группы, организация исполнения приказов.

В чём разница между постановлением и определением суда

Более детально изучить, в чем разница между решением и постановлением, мы можем, исследовав различия между собственно решением и иными отмеченными нами выше разновидностями постановления, а именно судебным приказом и определением. Они издаются заметно чаще, чем постановления президиумов судов — поэтому именно их есть смысл рассмотреть.

Определение суда – это акт применения судом норм процессуального права (исключение – определение об утверждении мирового соглашения).

Присутствие иных лиц в совещательной комнате не допускается. 3. Совещание судей происходит в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Кодекса.

Постановления могут быть сформированы исключительно в процессе изучения дела. Следует сразу же сказать о том, что постановления формируются на основании решения суда по поводу вопросов, которые смогли бы приблизить суд к разрешению поставленных вопросов по существу рассматриваемого дела.

Что выше закон или постановление? Что главнее приказ или постановление

22. Контроль за работой эскалатора и пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и руководством (инструкцией) по эксплуатации системы операторского контроля, которая должна обеспечивать:

а) постоянное видеонаблюдение за подходами к эскалатору и пассажирскому конвейеру (движущейся пешеходной дорожке), а также за лицами, находящимися на лестничном полотне эскалатора и ленте пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки);

б) сигнализацию о срабатывании электрических устройств безопасности;

в) возможность отключения эскалатора и пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки) в экстренной ситуации и наличие средств оповещения пассажиров.

Что главнее закон постановление правительства. Что выше закон или постановление

Каждый законодательный акт нашей страны изначально наделяется своей юридической силой. В нашей стране, основным законодательством считается Конституция РФ. В данном документе, а в частности в статье 104-105 указано, каким образом принимаются и разрабатываются федеральные законы. Также конституционные нормы определяют федеральные законы, как нормативно-правовые акты высшей юридической силы. Что же касается постановления правительства, то в данном случае, речь идет о подзаконных актах. Само название уже говорит о том, что данные акты напрямую зависят от законодательной базы. Такие акты не могут противоречить законам, они могут их лишь толковать или же дополнять. Таким образом, становится понятно, что федеральные законы имеют более существенную юридическую сиу, чем постановления правительства РФ.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...