Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Топ-5 вопросов о воинском учёте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 22.11.2021 года № 700 утверждена новая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета. Изменился сам порядок проведения проверок работодателей на предмет ведения воинского учета. Теперь проверяется не только факт ведения воинского учета, полнота и достоверность сведений, содержащихся в Карточках гражданина, но и соблюдение организацией необходимости обеспечения исполнения работниками их собственной обязанностей по воинскому учету.
Воинский учет в организации в 2022 году
Как видно из приказа Министерства обороны, политика законодателя направлена на усиление контроля за организацией воинского учета в компании, поэтому важно тщательно подходить к подготовке необходимых документов воинского учета. Вести воинский учет сотрудников обязаны организации, если в них трудится хотя бы один военнообязанный. Если в компании на сегодняшний день нет военнообязанных и призывников, вести воинский учет не нужно.
Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных – не реже одного раза в 3 года.
Что необходимо сделать организациям
Если в компании до сегодняшнего дня не налажено ведение воинского учета работников, следует это сделать. Положительным моментом является то, что если организация никогда не вела воинский учет, но с определенной даты начала: оформила необходимые документы и стала подавать соответствующие сведения – само по себе не ведение воинского учета до этой даты не является основанием для привлечения организации к административной ответственности.
С проверкой ведения воинского учета прийти в любую организацию, даже если она никогда не заявляла о себе в военкомате. И если организация заявила о себе – это вовсе не значит, что к ней непременно придет такая проверка. На работников, подлежащих воинскому учету необходимо оформить карточки гражданина, подлежащего воинскому призыву, по форме № 10, провести сверку документов воинского учета.
Преимущества аутсорсинга при ведении воинского учета
Воспользовавшись данной услугой, компания-Заказчик получает возможность максимально эффективно использовать собственные ресурсы, не отвлекаясь на решение второстепенных задач:
- отпадает необходимость нанимать, мотивировать и содержать сотрудников на данном участке работы,
- не придется выделять и специально оборудовать дополнительное офисное пространство для ведения воинского учета,
- снижается к минимуму риск ошибок в документации, ведь ее ведением займутся опытные специалисты, хорошо знающие все требования законодательной и нормативной базы к ведению воинского учета;
- появляется возможность сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах.
Граждане, подлежащие воинскому учету
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):
- мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
- военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
- успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
- освобожденных от призыва в ряды ВС;
- лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
- граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
- после прохождения альтернативной гражданской службы;
- лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).
Перечень должностей по бронированию
42. Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, направляет федеральным органам государственной власти, территориальным комиссиям и организациям свои постановления с указанием, кому и на какой срок предоставлены персональные отсрочки, и извещения (форма № 3).
Важно Указанные плану утверждаются руководителями организаций или их заместителями.
Уполномоченные лица от цехов, отделов, служб и т.п. с объявлением мобилизации получают в военно-учетных подразделениях удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время по ведомости (форма № 10) и вручают их забронированным гражданам, пребывающим в запасе, под расписку в раздаточной ведомости (форма № 9). Share В среднем, оформление занимает до одного часа времени.
Каталог компаний Москвы
Каждая компания каталога имеет свою страницу или отдельный сайт, созданный через конструктор Cataloxy, где расположена вся информация, которая может быть полезна потребителю: подробное описание деятельности, ссылки на сайты, телефоны и адреса. Отзывы и оценки клиентов помогут сориентироваться, и решить, стоит ли обращаться за помощью в данную компанию. Если у вас есть что добавить, вы можете написать отзыв, основанный на собственном опыте. Многие фирмы Москвы публикуют свои новости, каталоги товаров и услуг, открытые вакансии или видео о своей продукции.
В каталоге также можно найти режим работы и расположение на карте. Связаться с представителями организаций можно не только по телефону, но и непосредственно через наш сайт: написать письмо, воспользовавшись специальной формой обратной связи, которая есть на страничке каждой компании. Чтобы не потерять нужную информацию воспользуйтесь функцией «Распечатать».
Как происходит проверка учетной работы
Проверку выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки разрешено производить не чаще одного раза в три года.
Проверяющие изучают руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в текущем, 2022, году:
- приказ о ведении воинского учета;
- план работы по ведению воинского учета;
- карточки военнообязанных граждан;
- журнал проверок;
- расписка в приеме от граждан военных документов;
- служебное делопроизводство.
При проведении проверки контролеры оценивают:
- организацию учетных мероприятий;
- полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках военнообязанных работников.
Ответственность за нарушение правил – штрафы в 2022 году
Ведение воинского учета – обязанность каждой организации, за несоблюдение этого требования наступает административная ответственность в виде штрафов.
Нарушениями считаются:
- Непредставление сведений о потенциальных призывниках в установленные сроки;
- Неоказание содействия в явке сотрудника по повестке в военкомат;
- Намеренное либо непреднамеренное скрытие информации об актуальных данных, в особенности, переезде работника, снятии с места регистрации.
Нарушения работодателей зачастую связаны с незначительными штрафными санкциями. Единственной нормой является ст. 21.4 коап РФ. За непредставление сведений о принятии на работу, увольнение призывника, военнообязанных лиц в запасе на руководство организации налагается штраф 300-1000 руб. По этой причине организации не ведут военный учет либо делают это частично.
Однако, если военкомат направит запрос в организацию о предоставлении актуальных сведений, требование относительно ведения военного учета, все это будет проигнорировано, руководство облагается штрафами уже значительными.
- 2000 – 4000 руб. На специалиста, за неправильное, неполноценное ведение учета;
- 3000 – 5000 руб. На компанию и по 300-500 руб. На должностных лиц – руководство;
- 10 000 – 20 000 руб. На организацию, по 1000-2000 руб. На должностных лиц за невыполнение предписаний военного комиссариата, отсутствие воинского учета на предприятии.
За непредставление актуальной информации, не направление учащихся 10-11 классов, достигших 17 лет в военкомат, облагаются штрафом учебные заведения. Размер взыскания 300 – 1000 руб.
Предприятия (компании), не занимающиеся бронированием работников, ежегодно до 31 декабря представляют в территориальный военкомат качестве отчета по форме Ф-18, по состоянию на 1 января будущего года.
Организации, где работают работники с бронью, дополнительно направляют в военкомат отчет о численности работающих и забронированных сотрудников.
Кроме того, предприятие (фирма) предоставляет в военкомат:
- сведения о трудоустроенных или уволенных работниках, состоящих на воинском учете — на протяжении 2 недель с даты приема на работу или со дня увольнения;
- списки юношей, которым в следующем году исполнится 17 лет, — до 01.11 каждого года.
Какие сотрудники подлежат воинскому учету
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 определяет категории граждан, которые подлежат воинскому учету:
- призывники в возрасте 18-27 лет;
- военнообязанные в запасе;
- лица, успешно завершившие обучение по программам военной подготовки в учебных заведениях с военной кафедрой;
- граждане, не прошедшие военную службу в связи с получением отсрочки или по иным основаниям;
- граждане, уволенные с военной службы, но оставшиеся на воинском учете в военкоматах;
- лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женщины, получившие военно-учетную специальность (ВУС): фармацевты, фельдшеры, телеграфисты и т.д.
Не подлежат воинскому учету:
- лица, освобожденные от воинской обязанности, например — по состоянию здоровья;
- женщины, не имеющие ВУС;
- офицеры запаса ФСБ и СВР.
Любая организация обязана осуществлять воинский учет своих сотрудников. Законодательство не делает никаких исключений даже для тех компаний, в которых трудятся всего несколько работников. Если хотя бы один из сотрудников относится к одной из перечисленных выше категорий, то работодатель должен организовать полноценный воинский учет.
Какую отчетность по воинскому учету сотрудников должны сдавать работодатели
Организация обязана подавать в военкомат следующие сведения о военнообязанных сотрудниках:
- уведомление о приеме на работу или увольнении (приложение № 9 к Рекомендациям Генштаба);
- уведомление об отсутствии у принятого на работу сотрудника документов, необходимых для воинского учета, если такой факт установлен;
- иные сведения по запросу военного ведомства.
На предоставление перечисленных сведений дается срок 14 дней с даты приема на работу, увольнения или получения запроса. Помимо этого, организация должна ежегодно в срок до 1 ноября предоставлять списки работников, которые будут поставлены на воинский учет в будущем году.
Периодическая отчетность по воинскому учету включает 2 основных документа:
- карточку учета организации (форма № 18);
- отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6).
Карточку по форме № 18 в первый раз компания подает в 14-дневный срок с даты регистрации, далее — один раз в 2 года до 31 декабря текущего года по состоянию на 1 января следующего года.
Сроки сдачи формы № 6 — те же, что и для формы № 18. Ее нужно заполнять в трех экземплярах, два из которых пойдут в военкомат и комиссию по бронированию, а третий — останется в организации.
Образцы отчетов и указания по их заполнению изложены в письмах Минкультуры:
- Для формы № 18 — письмо от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА.
- Для формы № 6 — письмо от 03.11.2003 № 125-01-16/24.
Несмотря на то, что указанные письма формально относятся только к организациям из сферы культуры, их могут использовать и компании из других отраслей. Порядок воинского учета сотрудников не зависит от отраслевой принадлежности. Также организация может обратиться за дополнительными разъяснениями в свой военкомат.
Воинский учет в организации
Воинский учет представляет собой следующие мероприятия:
- Постановка на воинский учет принятых сотрудников;
- Оформление документов и их сохранность;
- При увольнении сотрудников снятие их с учета.
Инструкция специалиста воинского учета содержит следующие обязанности:
- Контроль подлинности документов воинской обязанности по каждому сотруднику;
- Создание личной карточки по каждому сотруднику, содержащую документы воинского учета;
- Информировать работников о мобилизационных мероприятиях по подготовке, а также ответственности за уклонение от них;
- Информировать военкомат о нарушениях, либо неточностях в воинских документах.
- Составление отчетности по ведению воинского учета для военкомата и местного самоуправления. Одним из таких отчетом может быт перечень сотрудников, которые подлежат воинскому учету.
Документами, которые должны предоставить сотрудники для воинского учета для призывников и военнообязанных мужчин признаются военный билет, либо удостоверение.
Методические рекомендации
Воинский учёт на предприятии проводится уже длительное время. С истоков его существования производятся корректировки в документациях и инструкциях по проведению более точного и прозрачного учёта.
В настоящее время вся методика работы по ВУ собрана в законодательных документах. Наиболее используемыми в действиях считаются следующие акты:
- Закон №61 «Об обороне»;
- Закон №31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»;
- Закон №53 «О воинской обязанности и военной службе»;
- Постановление Правительства РФ №719, обозначенное как «Положение о воинском учете»;
- утвержденные Генштабом ВС РФ от 11.07.2017 «Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях».
Все организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны осуществлять воинский учет граждан Российской Федерации, работающих в организациях, а также создавать работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности.
Если в компании не ведется воинский учет или ведется неправильно, то работодателю грозит наложение административных штрафов, размер которых зависит от количества военнообязанных сотрудников. На практике при проведении проверок штраф по каждому нарушению умножается на число военнообязанных сотрудников.
Команда Мариллион поможет оптимизировать ваши кадровые процессы и окажет поддержку по следующим направлениям.
Как правильно хранить военный билет?
Законодательство Республики Беларусь обязывает граждан иметь и хранить военный билет, исключать предпосылки к его утрате и хищению [абзац восьмой части первой статьи 18 Закона «О воинской обязанности и военной службе», пункт 8 Положения о военном билете]. Это означает, что военнообязанный не должен передавать посторонним свой документ. Согласно пункту 7 Положения о военном билете, военный билет может быть сдан под расписку в штаб воинской части, военный комиссариат, иной орган, осуществляющий воинский учет. В других случаях военнообязанный не должен сдавать военный билет. В случае хищения, изъятия или утраты военного билета вернуть его будет непросто, особенно в случае рядового запаса в возрасте до 27 лет, не проходившего службу по состоянию здоровья. Рекомендуется при крайней необходимости пользоваться ксерокопией военного билета и вообще никогда не выносить оригинал документа из дома ни при каких условиях.
Что будет, если не вести воинский учет и нарушать закон?
Организация и работники несут административную ответственность за:
- неисполнение военно-транспортной обязанности;
- неявку в военный комиссариат;
- непредставление в военный комиссариат списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам;
- неоповещение допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военный комиссариат;
- несвоевременное представление документов, необходимых для ведения первичного учета призывников и военнообязанных;
- нарушение правил воинского учета.
Организация и работники несут уголовную ответственность за уклонение:
- от мероприятий призыва по мобилизации;
- от мероприятий призыва на воинскую службу;
- резервиста или военнообязанного от явки на сборы (занятия);
- призывника или военнообязанного от воинского учета.