Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Экологический сбор платят производители и импортеры товаров из Перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, если они не утилизируют отходы от использования таких товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Статьи КоАП Республики Беларусь, по которым предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами
Статья 16.44. Нарушение законодательства об обращении с отходами
- Невыполнение установленной законодательствомоб обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки —
влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо до ста процентов от платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
- Захоронение вторичных материальных ресурсов —
влечет наложение штрафа от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо — от пятидесяти до тысячи базовых величин.
- Нарушение иных требований законодательстваоб обращении с отходами —
влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до тысячи базовых величин.
Примечание. 1. Не является административным правонарушением деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, в случае невыполнения соответствующей обязанности по причине отсутствия на текущих (расчетных) банковских счетах денежных средств (в их электронных кошельках электронных денег), достаточных для исполнения своевременно направленной платежной инструкции (платежных инструкций) в банк на перечисление платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки в полном объеме без последующего отзыва.
- Административное взыскание, предусмотренное частью 1настоящей статьи, в случае частичного добровольного выполнения соответствующей обязанности налагается по правилам, установленным статьей 7.7настоящего Кодекса, в части суммы платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, на которую такая обязанность выполнена.
Статья 24.12. Нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности
- Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики —
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
- Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —
влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин.
- Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики по вопросам, входящим в их компетенцию, —
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Либеральнее, но без перебора
Комментируя изменения, специалист отметила, что статьи не просто поменяли свои номера. Некоторые нормы добавили. Главное — почти везде снижена нижняя и верхняя планка штрафов как для физлиц, так и для юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Это говорит об общей тенденции к либерализации. При определенных условиях нарушителей могут даже освободить от ответственности: отделаются лишь предупреждением. Если же природе нанесен ущерб, размер его возмещения остается прежним. К примеру, за убитую косулю составит 120 базовых величин. Как правило, незаконная охота на копытных чревата для браконьера не административным, а уголовным наказанием.
По итогам прошлого года сотрудники Госинспекции выявили примерно 5,6 тысячи правонарушений, из них почти 600 — уголовных. Около 5 тысяч относятся к административным. По менее значительным нарушениям решение о наказании выносят инспекторы, по более серьезным — суд. Практика применения нового кодекса только начинает набирать обороты, однако уже есть прецеденты. На их основе и примере недавних нарушений разбираемся, что поменялось.
Без путевки не входить
На территории лесхоза в Мядельском районе вилейчанин без путевки отправился на охоту. Он установил три капкана на пушных животных, но никого не добыл — госинспекторы появились вовремя. Нарушителя лишили права на охоту на год. Кроме того, суд оштрафовал его на 25 базовых величин.
Было — стало
— За это нарушение нижняя планка наказания раньше составляла 20 базовых, сейчас уменьшилась до 10. Штрафы для физлиц за незаконную охоту — от 10 до 30 базовых (ранее от 20 до 50), перемещение нелегально добытой дичи — от 20 до 30 (ранее от 20 до 50). Повторные нарушения правил безопасности охоты или ношение запрещенных боеприпасов — от 10 до 30 базовых (прежде от 10 до 40), нарушение порядка исправления ошибочных записей в документах на охоту, если совершено повторно или повлекло за собой ущерб, — до 30 (ранее до 40). Кроме того, в части 9 статьи 16.27 оговорено обстоятельство, которое раньше сложно было квалифицировать: если у охотника во время проверки не окажется при себе необходимых документов, но они есть, ему грозит небольшой штраф — до 10 базовых величин.
Если в составе правонарушения выделяются объекты посягательства группы однородных правонарушений, имеет место следующая классификация:
- Противоправное уничтожение и нанесение повреждений природным ресурсам, таким как загрязнения, засорение вод, уничтожение площадей лесов, существенное повреждение сельскохозяйственных угодий.
- Нарушение и игнорирование правил передачи в собственность природных ресурсов, связанных с возможностью нанесения ущерба по отношению к окружающей среде. К таким нарушениям относится внедрение в эксплуатацию технических конструкций и предприятий, наносящих урон окружающей среде.
- Бездействие или невыполнение установленных правил сохранения природных ресурсов.
- Умышленное использование различных природных ресурсов в собственных корыстных целях. Например, сбор дикорастущих редких растений.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Перечень статей КоАП РБ, регламентирующих ответственность за нарушение ПДД (штрафы по линии МВД ГАИ Беларуси)
✅ Статья 18.1 КоАП РБ
✅ Статья 18.2 КоАП РБ
✅ Статья 18.8 КоАП РБ
✅ Статья 18.10 КоАП РБ
✅ Статья 18.11 КоАП РБ
✅ Статья 18.12 КоАП РБ
✅ Статья 18.13 КоАП РБ
✅ Статья 18.14 КоАП РБ
✅ Статья 18.15 КоАП РБ
✅ Статья 18.16 КоАП РБ
✅ Статья 18.17 КоАП РБ
✅ Статья 18.18 КоАП РБ
✅ Статья 18.19 КоАП РБ
✅ Статья 18.20 КоАП РБ
✅ Статья 18.21 КоАП РБ
✅ Статья 18.22 КоАП РБ
✅ Статья 18.23 КоАП РБ
✅ Статья 18.24 КоАП РБ
✅ Статья 18.25 КоАП РБ
✅ Статья 18.26 КоАП РБ
✅ Статья 18.28 КоАП РБ
✅ Статья 18.29 КоАП РБ
✅ Статья 18.36 КоАП РБ
✅ Статья 18.37 КоАП РБ
Примечание. Не является административным правонарушением нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее совершение дорожно-транспортного происшествия, о котором в соответствии с законодательными актами водитель вправе не сообщать в Государственную автомобильную инспекцию, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников ГАИ.
Статья 18.8. Нарушение правил пользования транспортным средством
1. Выбрасывание мусора или иных предметов из транспортного средства
Административная ответственность за нарушение | ||
32–64 руб. | от 1 до 2 б.в. |
2. Открытие дверей транспортного средства во время движения
Административная ответственность за нарушение | ||
64–320 руб. | от 2 до 10 б.в. |
Влияние на озоновый слой
Новая статья 8.21 «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой» | ||
Часть статьи | Нарушение | Санкция |
1 | Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой | Штраф:
|
2 | Повторное совершение нарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи | Штраф:
|
Чем вам грозит отсутствие природоохранной документации?
Если при проверке, плановой или внеплановой, на предприятии обнаружилось отсутствие природоохранной документации, на должностных лиц, ИП и юрлица могут быть наложены определенные штрафные санкции.
Существующее законодательство и нормативно-правовая база предусматривает разграничение санкций, накладываемых на должностных лиц, ИП и юридических лиц.
Самым простым способом для любой организации избежать финансовых потерь является своевременное обращение к специалистам, оказывающим услуги по разработке пакета природоохранной документации.
ст. КоАП | Название статьи | Сумма штрафа, тыс. руб. |
физ. лицо | должн. лицо | юрид. лицо |
Непредставление экологической отчетности
Помимо этого, КоАП РФ дополнен новой статьей 8.5.1. В ней установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.
Так, если отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) не представлены или сданы с опозданием, проверяющие выпишут штраф в следующем размере:
- для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
- для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
- для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.
А если такая отчетность или декларации представлены в неполном объеме либо отчетность содержит недостоверные сведения, то штрафы для ИП и юрлиц будут еще больше:
- для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
- для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.
Напомним, что декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Штраф за отсутствие отчета
При выявлении факта не предоставления отчета МСП или предоставления позже установленного срока, на организацию может быть наложен штраф в соответствие со ст. 8.2 КоАП РФ. При наложении штрафа на должностное лицо, сумма штрафа составит от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридическое лицо – от 100 тыс. до 250 тыс. рублей, либо может быть вынесено решение о приостановки деятельности организации до 90 суток.
Не стоит забывать, что помимо ведения необходимой документации и внесения платежей, организация должна выполнять и другие природоохранные требования, если таковые к ней предъявляются. Так природопользователь несет ответственность в случае, если не была пройдена обязательная государственная экспертиза, либо осуществляемая деятельность не соответствует ГЭЭ, нарушения водоохранного режима, несанкционированных выбросов в атмосферный воздух, незаконной добыче полезных ископаемых, загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водоемов, несвоевременного прохождения процедуры постановки на учет объекта негативного воздействия.
Необходимо отметить, что может возникнуть и уголовная ответственность в соответствие УК РФ Глава 26 Экологические преступления, если в процессе деятельности организации не соблюдались правила:
- охраны окружающей среды при производстве работ;
- обращения экологически опасных веществ и отходов;
- безопасности при обращении с микробиологическими либо другими
- биологическими агентами или токсинами;
- охраны и использования недр;
- охраны рыбных запасов.
Необходимая природоохранная документация
Для успешного прохождения проверки необходимо иметь документальное подтверждения того, что осуществляемая деятельность соответствует экологическим требованиям. В Российском законодательстве предусмотрен дифференцированный подход к объектам природопользования, в зависимости от степени оказываемого ими негативного воздействия на окружающую природную среду. Наиболее жесткие требования предъявляются к объектам I и II категории, соответственно для III и IV категории требования мягче.
Для каждого предприятия список разрабатываемой экологической документации свой и зависит от специфики деятельности предприятия, ну и конечно категории объектов негативного воздействия на ОС. В общих же чертах список документации можно представить так:
- Паспорта опасных отходов (ОО);
- Таблицы и журналы учета в области обращения с ОО;
- Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
- отходов;
- Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
- воздух;
- Копии документов о прохождении обучения должностных лиц;
- Комплексное экологическое разрешение;
- Декларация о воздействии на окружающую среду (ОС);
- Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
- Технологические нормативы;
- Нормативов допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов
- (НДС);
- Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);
- Программа повышения экологической эффективности;
- План мероприятий по охране окружающей среды;
- Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- Отчеты № 2-ТП (воздух) № 2-ТП (водхоз); 2-ТП (отходы);
- Отчеты № 4-ОС, № 2-ОС;
- Сведения 6.1, 6.2, 6.3;
- Сведения 3.1, 3.2, 3.3.
Административная ответственность за экологические правонарушения
Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Под экологическим правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные экологические правонарушения в Кодексе РФ об административных правонарушениях сформулированы в области охраны собственности (глава 7), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10).
В области охраны собственности административная ответственность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16).
В области охраны окружающей природной среды и природопользования административная ответственность установлена за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3), нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5).
Ответственность природопользователя
- Москва
- Санкт-Петербург
- Астрахань
- Барнаул
- Волгоград
- Воронеж
- Екатеринбург
- Ижевск
- Иркутск
- Казань
- Кемерово
- Краснодар
- Красноярск
- Липецк
- Набережные Челны
- Нижний Новгород
- Новокузнецк
- Новосибирск
- Омск
- Оренбург
- Пенза
- Пермь
- Ростов-на-Дону
- Рязань
- Самара
- Саратов
- Тольятти
- Томск
- Тюмень
- Ульяновск
- Уфа
- Хабаровск
- Челябинск
- Ярославль
Правовые основания для проведения проверки Росприроднадзором прописаны в следующих основных нормативных документах:
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
- Водный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
- Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 №53.
Экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми:
- Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (на объектах по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 №285)
- Уполномоченными территориальными органами (на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в перечне по Постановлению Правительства от 31.03.2009 №285).
В свою очередь, внеплановые проверки проводятся в случаях:
- проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленного нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;
- получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.
Для малых предприятий общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов и пятнадцать часов для микропредприятия в год (ст.13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).
В настоящее время штрафы за нарушения в области экологии весьма велики. Вот только основные статьи Кодекса об административных правонарушениях, по которым может быть оштрафована практически любая организация:
- Статья 8.2. Несоблюдение норм при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами – штрафы: (на должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).
- Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации – штраф: (на должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей).
- Статья 8.14. Нарушение правил водопользования при заборе воды, при сбросе сточных вод – штраф: (на должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
- Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха (выброс вредных веществ без специального разрешения) – штраф: на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду – штраф: (на должностных лиц в размере от 3 до 6 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.