Право собственности на землю: плюсы и минусы индивидуального владения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право собственности на землю: плюсы и минусы индивидуального владения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право собственности на землю — это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.

Муниципальная собственность на землю.

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;

— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности[10].

В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

Структура права собственности на землю

Функции права собственности

Владение – фактическое обладание землей путем:

  • отвода участка на местности;
  • перенесения в натуру проектов землеустройства;
  • создание зон с особыми условиями использования;
  • возведение межевых линий, знаков, заборов;
  • охраны от посягательств на участок;
  • учета земель на балансе предприятия или в хозяйстве гражданина;
  • государственной регистрации права собственности, аренды.

Пользование – извлечение из земли полезных свойств или дохода другим путем:

  • свободного хозяйствования;
  • рациональной организации территории;
  • защиты земель от процессов разрушения, загрязнения и заражения вредителями;
  • использование имеющихся на участке общих полезных ископаемых, торфа, воды и др.;
  • пребывание в лесу для отдыха, сбора ягод и др.;
  • получение доходов или ренты;
  • иным способом.

Распоряжение – определение юридической судьбы участка путем:

  1. Изменения статуса участка:
  • перевод из одной категории в другую;
  • установление определенного порядка пользования;
  • возведение строений на участке и др.
  1. Изменение состава лиц-собственников, владельцев и пользователей участка:
  • отчуждение участка;
  • передача в аренду и т.п.;
  • невозможность существования бесхозных участков.

Могут быть сосредоточенны у одного собственника или разделены между различными субъектами.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Читайте также:  Сокращение персонала: соблюдаем требования законодательства

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.

4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

13. Государственное регулирование приватизации земли.

Большое значение среди источников земельного права имеют нормативные акты высшей юридической силы – законы. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Читайте также:  Предоставление земельных участков многодетным семьям в 2022 году

Конституцией РФ устанавливается взаимоотношение нормативных актов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ЗК РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения с земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

К ним относится договор мены или дарения. В первом случае участок меняется на другой объект недвижимости. Данный процесс может осуществляться с доплатой со стороны любого участника. Соглашение мены должно составляться по специальной форме, а также регистрируется нотариусом.

Другим основанием возникновения прав на земельные участки выступает договор дарения. По нему владелец передает другому лицу территорию безвозмездно. Такой документ также фиксируется в Росреестре. Существуют определенные ситуации, при которых может быть расторгнут такой договор, например, одариваемый совершает действия, приводящие к порче имущества, или же им совершается преступление против дарителя или его родственников.

Какие понадобятся документы?

Если имеются общие основания возникновения прав на земельные участки, позволяющие оформлять их в собственность, то для правильного процесса регистрации понадобятся документы:

  • правильно составленное заявление;
  • квитанция на оплату госпошлины;
  • паспорт заявителя;
  • если обращается в Росреестр представитель, то у него должен иметься не только паспорт, но и доверенность, заверенная у нотариуса;
  • учредительные бумаги компании;
  • решение совета директоров на проведение сделки с землей;
  • справка фирмы, в которой указываются все активы, принадлежащие ей;
  • правоустанавливающие документы на участок;
  • договор, на основании которого переходит право на землю;
  • другие документы при необходимости.

Главенствующее вещное право на земельный участок – это право собственности. Оно включает в себя весь спектр правомочий, в том числе право на владение, использование и распоряжение наделом (п. 1 ст. 209 ).

Право на собственность подлежит государственной регистрации в Росреестре, фиксируется в ЕГРН и подтверждается соответствующим свидетельством или выпиской из ЕГРН.

Собственниками могут быть как частные (физические или юридические) лица, так и государство (субъект, муниципалитет). Согласно п. 2 ст. 214 ГК, если земля не является собственностью частных лиц или муниципалитета, она принадлежит государству.

Собственник, если это не противоречит закону и его обязательствам, вправе:

  • осуществлять фактическое владение наделом;
  • эксплуатировать участок, извлекать из него любые полезные свойства, получать за его счет прибыль;
  • определять дальнейшую судьбу участка: передавать в пользование третьим лицам, продавать и так далее;
  • накладывать обременения, передавая под залог, в аренду или иным образом распоряжаться участком.

В зависимости от того, кто является владельцем надела, определяются и основания возникновения права собственности. Физические лица приобретают участок по гражданским сделкам (купли-продажи, дарения, наследования) или в порядке приватизации – регистрации права собственности на переданные им земли государственной или муниципальной собственности.

Прекращение вещных прав

ППНВ и ППБП имеют общие основания прекращения. Согласно ст. 45 ЗК, основанием для этого может послужить добровольный отказ землепользователя/землевладельца, заявление о котором подается в Росреестр.

Любые другие основания носят принудительный характер прекращения и могут быть связаны с:

  1. Нарушениями законодательства при использовании земли, в том числе:
      использованием не по целевому назначению;
  2. загрязнением и порчей земель;
  3. неисполнением возложенных законом обязанностей по рекультивации и улучшению земель, по приведению в необходимое состояние;
  4. возведением самовольных построек или отказом от их сноса в установленные законом сроки;
  5. неиспользованием земли по назначению на протяжении трех лет и так далее.
  6. Изъятием земель для государственных или муниципальных нужд.

В отношении сервитута установлены несколько иные правила. Согласно ст. 48 ЗК, сервитут прекращается:

  • по истечении срока его действия или отпадении оснований, на которых он был установлен;
  • через суд (ст. 276 ГК), если этот вид прав препятствует использованию участка по целевому назначению;
  • в случае принятия решения органом, установившим публичный сервитут, если прекращена деятельность, для которой он установлен, за него не внесена плата или сам обладатель отказался от него;
  • если собственник участка требует его прекращения, что связано с нарушением порядка установления сервитута, возникновением трудностей с использованием участка и по другим причинам, указанным в ст. 48 ЗК.
Читайте также:  Модные очки для зрения 2022-2023 года: трендовые модели очков, тенденции, фото

Способы защиты прав частных собственников

Чтобы права не были нарушены принудительно необходимо:

  1. Точно проверять свою кадастровую документацию – любая ошибка в документах ведет к возможности нарушения прав владельца другими лицами, к примеру, соседями.
  2. Быть добросовестным владельцем, в данном случае к такой категории относятся лица, которые не могли знать об отсутствии у лица передавшего им землю правоустанавливающих документов.
  3. Если владелец добросовестно приобрел землю и честно исполнял свои обязанности, то изъять у него участок доступно только в следующих 2 случаях:
  • Если имущество было получено на безвозмездной основе;
  • Если земля была изъята у прежнего собственника незаконным путем.

При этом собственник имеет право получить компенсацию от незаконного владельца в полном объеме за время эксплуатации им земли.

В случае с добросовестным приобретателем земли, он также имеет право на компенсацию выполненных затрат на благоустройство земли с момента пользования ею.

Прекращение права собственности

Прекращение права собственности на земельные участки может быть осуществлено следующими законными способами:

  • Самый распространённый метод – гражданско-правовые акты. Это могут быть коммерческие сделки, в результате которых собственник утрачивает правомочия владения. Нередко владение землей прекращается при дарении, а также при обмене. Однако в случае обмена собственник утрачивает право собственности на один земельный участок и приобретает на другой.
  • Отказ от права владения. В данном случае прекращение права откладывается до тех пор, пока оно не будет приобретено другим лицом.
  • Выкуп земельного участка для общественного пользования.
  • Изъятие собственности за обязательства собственника. Пример: взыскание кредитной организацией предмета залога (земли) у владельца в результате неисполнения обязательств последнего.

Стандарты и нормы придомовой территории частного дома — сколько метров от дома?

Никаких конкретных стандартов и норм одинаковых для всех домовладельцев законодательством РФ не предусмотрено. Каждый регион вправе самостоятельно определять для себя основные нормативы, действующие для придомовой территории.

Сколько метров от дома считается придомовая территория частного дома? В большинстве случаев придомовая территория частного дома занимает примерно 1,5 — 2 метра от забора.

Рассмотрим основные обязанности собственников частного жилья по отношению к земле за своим забором. Вне зависимости от того, являетесь ли вы собственником или арендатором такой территории или нет, муниципальные власти возлагают на вас следующие обязанности:

  • регулярная уборка участка за вашим забором от мусора ( в осенний период — от листьев, в зимний — от снега);
  • обеспечение сохранности подземных коммуникаций;
  • обеспечение беспрепятственного доступа различных аварийных служб — пожарных, скорой помощи, аварийных водоканала и газа.

Вариантов использования придомовой территории множество: можно организовать красивый газон, обустроить удобный въезд для автомобиля или установить качели для детей. Однако существуют и некоторые ограничения в использовании такого участка. Муниципалитет запрещает:

  • устанавливать столбы, знаки, ограды и другие строения без разрешения;
  • жечь мусор;
  • захламлять строительными материалами и другими предметами.

Правила ДД по движению на прилегающей территории

Что касается перемещения автотранспортных средств по зоне, примыкающей к автодорогам, то здесь действует достаточное количество ограничений.

Соблюдать понадобится следующие общие правила:

Область применения норм Правила
Разрешенная скорость движения Не выше 20 км/ч
Отработка навыков вождения Запрещена
Держать машину с работающим мотором На протяжении больше, чем 5 минут.
Ставить грузовики, чья масса превышает 3,5 тонны. Запрещено
Ставить авто на газонной полосе. Строго воспрещается
Действия в отношении пешеходов Территория преимущественно для пешеходов. Нужно уступать дорогу пешим людям.

Но кроме обобщающих условий, как должно двигаться по прилегающей территории, существуют также и отдельные нюансы. Так, дорога, переходящая в заезд во двор, должна использоваться определенным образом.

Зарубежное право частной собственности — основные понятия и принципы

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 (Right to property) Хартии основных прав в Европейском Союзе (Charter of Fundamental Rights of the European Union), являющейся в соответствии со ст. 6(1) Лиссабонского договора (Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community) от 13 декабря 2007 г, элементом первичного права ЕС, каждый вправе обладать (own), использовать (use), распоряжаться (dispose) и завешать законно приобретенное имущество. Никто не может быть лишен своего имущества кроме как в публичных интересах в случаях и на условиях, специально предусмотренных для этого законом, и при условии справедливой компенсации своих потерь в разумный срок (goodtime). Использование собственности может регулироваться законом настолько, насколько это необходимо для общественных интересов.

В соответствии со ст. 345 Лиссабонского договора договоры о ЕС и договор о функционировании Европейского Союза не имеют предметом своего регулирования правовые режимы собственности в государствах — участниках ЕС.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...