Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Технологии социальной работы с беженцами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское законодательство наделяет беженцев рядом прав и обязанностей. Но только в том случае, если гражданин уже получил соответствующее свидетельство о заявлении на получение статуса беженца на территории РФ.
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует комплексного ее решения с участием различных ведомств государственного и регионального уровня.
Пока в системе органов социальной защиты населения еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами. Однако ее создание – настоятельная потребность.
Сейчас особо важным является оказание конкретной помощи человеку, что возможно только при функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности.
Несомненно, что в процессе развития системы социальной помощи мигрантам в Украине появятся соответствующие учреждения, способные в максимальной степени выявить и решить проблемы и потребности беженцев и вынужденных переселенцев.
В настоящее время органами социальной защиты населения ведется разносторонняя работа с беженцами и вынужденными переселенцами. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личных социальных, экономических, правовых и других проблем, содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.
В социальной работе с беженцами и вынужденными переселенцами выделяются два основных вида:
1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).
2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).
В чем заключается практическая социальная работа с мигрантами? Она проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.
1. Социальное направление (проводится в контакте с различными ведомствами, в том числе — Пенсионным фондом):
- проведение социальных консультаций;
- проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
- выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;
- социальная диагностика;
- помощь переселенцам в получении пенсий и пособий;
- содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;
- выявление лиц с девиантным поведением из числа переселенцев и асоциальных семей;
- профилактика девиантного поведения;
- организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа беженцев и вынужденных переселенцев;
- профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);
- профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские дома и дома-интернаты);
- взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи переселенцам.
2.Социально-информационное направление (проводится в контакте со средствами массовой информации):
- информирование беженцев и вынужденных переселенцев о деятельности социальных служб;
- сбор информации о переселенцах (в том числе и от самих беженцев и вынужденных переселенцев) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;
- информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;
- содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.
3.Социально-психологическое направление (проводится в контакте с органами образования и здравоохранения):
- психологическое консультирование;
- психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;
- психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;
- психопрофилактика стресса;
- проведение психологических тренингов с беженцами и вынужденными переселенцами;
- обучение аутотренингам и психологической саморегуляции;
- психологическая диагностика развития детей и подростков из семей переселенцев;
- психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности.
4.Социально-педагогическое направление (проводится в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка):
- проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;
- социально-педагогическая работа с детьми и подростками;
- специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся детям и подросткам;
- социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;
- контроль за получением образования детьми и подростками из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- профессиональное консультирование и содействие получения профессионального образования подростками и молодежью из числа беженцев и вынужденных переселенцев;
- профилактика девиантного поведения;
- проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.
5.Социально-правовое направление (проводится в контакте с судебными и правоохранительными органами):
- защита прав беженцев и вынужденных переселенцев;
- предоставление переселенцам информации об их правах и обязанностях;
- социально-правовое консультирование.
Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.
В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.
Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.
Условия предоставления беженцам и вынужденным переселенцам жилых помещений временного пользования
Статьей 92 Жилищного кодекса предусматривается, что в специализированном фонде жилых помещений происходит выделение временного жилья, которое предназначено исключительно для временного поселения таких категорий, как беженцы и вынужденные переселенцы. Статья 97 ЖК России определяет, что жилье, предназначенное для временного поселения лиц, относящихся к вынужденным переселенцам или имеющих статус беженца, должно использоваться для проживания этих граждан.
Условия, на которых происходит предоставление помещений из фондов временного поселения данной категории, устанавливаются двумя законами «О вынужденных переселенцах» и ФЗ «О беженцах». Заполучить такое жилище может семейство беженца или же переселенной особы в порядке очереди, за формирование которой отвечает территориальная структура миграционной службы.
На какую помощь могут рассчитывать беженцы
Тщательный подход в вопросах присвоения статуса объясняется тем, что данная категория лиц получает значительные права и свободы на территории РФ. Предусмотренные отечественным законодательством меры социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев в России включают:
- временное проживание на первых этапах в специальном лагере, где их обеспечивают питанием и средствами первой необходимости;
- денежные выплаты (единовременные и суточные);
- бесплатный доступ к медицинскому обслуживанию;
- юридические консультации и психологическая помощь;
- льготные условия для трудоустройства (по сравнению с другими иностранцами) – не нужен патент;
- возможность детям беспрепятственно посещать детские сады и школы.
Миграционные процессы в современном мире во многом определяют экономический и социальный облик большинства государств.
Проблемы, связанные с миграцией населения, стали особенно актуальны в России в конце 80-х — начале 90-хх годов и не потеряли своей значимости и по сей день. Вооруженные конфликты на территории РФ к середине 90-х годов пополнили поток мигрантов из республик ближнего зарубежья и вынужденными переселенцами из зоны военных действий в Чеченской республике.
Термин «миграция населения» (от латинского — переселение) означает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный срок. По определению ООН, миграцией считается перемещение лиц на срок более 6 месяцев.
Выделяют 4 основных типа миграции:
1) Эпизодическую (поездки на отдых, учебу); — возвратный тип.
2) Маятниковую (перемещение по относительно стабильным маршрутам в одну сторону, а затем обратно); — возвратный тип
3) Сезонную (лесозаготовки) — возвратный тип.
4) Безвозвратный тип миграции.
По степени управляемости различают:
1) Организованную миграцию (осуществляемую при участии государственных или общественных органов); в 50-е годы — освоение целины, направленная путевками комсомола на строительство важных объектов и др.
2) Неорганизованную/ стихийная (осуществляется силами и средствами самих мигрантов).
По отношению к перемещению различают:
1) Добровольную (осуществляется человеком по собственной воле в поисках лучшего места работы, жилья, получения образования).
2) Вынужденную (из-за военных действий, природных катаклизмов, промышленных аварий).
3) Принудительную (например: сталинские депортации народов).
Миграцию разделяют на:
1) Внутреннюю (кто перемещается в пределах одного государства).
2) Внешнюю (эмиграция и иммиграция). Выезд и въезд граждан из одной страны в другую на постоянное место жительства или на длительный срок.
Причины миграции:
— Резкое ухудшение межнациональных отношений;
— Спонтанность и непредсказуемость мер по переходу к рыночным отношениям, что привело к резкому спаду производства и появлению миллионов безработных;
— Врожденная потребность людей искать достойное применение своих сил и способностей, стремление к лучшей жизни, профессиональному росту, повышению заработка.
Все эти факторы с ростом безработицы обуславливают проблему миграции беженцев и вынужденных переселенцев.
Возросшие масштабы вынужденной миграции предопределило принятие государством целого ряда мер по регулированию и оказания помощи переселенцам. В 1993 году приняты законы РФ «О беженцах», «О вынужденных переселенцах».
Беженцем являются прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имело намерение покинуть место своего постоянного жительства или территорию другого государства, вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также к определенной соц. группе или политическим убеждениям.
Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против лица, человечества или др.
Вынужденный переселенец — это гражданин, который был вынужден или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства, либо на территории РФ, вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенным соц. группам, лицам, массовыми нарушениями общественного порядка и др. обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека.
Вынужденными переселенцами также может быть признано лицо, не имеющее гражданства РФ, покинувшее место своего постоянного жительства на территории РФ по основаниям изложенным выше.
Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против лица.
С начала 90-х годов вместе с зарождением и формированием мощных миграционных потоков в РФ из стран ближнего зарубежья и внутри страны возникла необходимость разработки новой миграционной политики РФ и создания структуры, обеспечивающей реализацию этой политики.
В июле 1992 года были сформулированы положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная миграционная служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации.
Государственная деятельность по регулированию миграционных потоков и оказания помощи перемещенным лицам называется миграционной политикой.
Миграционная политика — это совокупность соц.-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационных прав и соц.-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и соц. адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев.
Приор��тетными направлениями миграционной политики являются:
1) Защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами.
2) Управление миграционными процессами РФ, регулирование выезда и въезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков.
3) Содействие соц.-экономической адаптации и интеграции мигрантов путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
4) Осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.
Основными задачами ФМС являются:
1) Разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации.
2) Распределение средств из бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием.
3) Организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства.
4) Разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции.
5) Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства.
6) Организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране.
7) Определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывших или намеревающихся прибыть на территорию РФ.
Кроме ФМС в судьбе мигрантов в РФ принимает участие службы занятости.
Существует также несколько общественных фондов призванных заниматься вопросами миграции: «Содружество», российский фонд помощи беженцам «Соотечественники» и другие объединенные общей стратегией. С самого начала своего существования эти фонды отказались от идеи оказывать помощь отдельным гражданам, видя в этом не самую рациональную форму использования материальных средств. Помощь адресовалась ассоциациям и общинам беженцев, т.е. уже организованным группам людей, четко знающим, что они могут и хотят делать (строительная бригада, объединения фермеров), основательно разработавших конкретные планы, в т.ч. и идею возрождения угасших русских деревень.
Проблемы миграции в современном обществе являются универсальными. На сегодняшний день сформирована и функционирует правовая база социальных проблем беженцев, включающая как государственное, так и международное законодательство.
Законодательную базу Российской Федерации по вопросам беженцев составляют: законы «О вынужденных переселенцах», «О беженцах», «О гражданстве Российской Федерации» и федеральная миграционная программа. Все эти законодательные акты направлены на регулирование вопросов пребывания мигрантов в стране и защиту их прав.
Социальная защита беженцев регулируется и основными актами международного права, к которым относятся: Конвенция ООН о статусе беженцев, Заключительный акт совещания по европейской безопасности и сотрудничеству, подписанный в Хельсинки.
Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.
В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.
Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.
Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.
Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.
Описанные ранее льготы положены по закону всем иностранным гражданам (или лицам без гражданства), которым присвоен статус беженца (или заявление находится в стадии рассмотрения).
Однако государственные органы могут отказать в предоставлении социальной помощи в таких случаях:
- отсутствие оснований для признания беженцем;
- против мигранта возбуждено уголовное дело;
- у иностранца есть гражданство еще одного государства и возможность воспользоваться его защитой;
- прибытие не из той страны, где существовала угроза его жизни и здоровью;
- незаконное пересечение государственной границы России;
- предоставление неполной или неправдивой информации;
- брак с россиянином (в таком случае можно оформить РВП);
- уже есть разрешение на временное проживание;
- лицо уже находится под защитой ООН.
Единовременное пособие
Выдача единовременного пособия также регламентируется постановлением № 484. Для его выплаты необходимо подать заявление в местное УВМ, подав заявление по стандартной форме и удостоверение личности. Для малообеспеченных семей придется предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт низких доходов.
УВМ решает вопрос в течение одного рабочего дня, выдав подавшему заявление справку на получение пособия или проинформировав об отказе. Справка заверяется подписью и печатью руководителя отдела миграционной службы, действительна в течении двух дней со дня выдачи.
К сожалению, закон 1998 года выпуска безнадежно устарел, а выплаты, не привязанные к МРОТ делают это пособие практически бессмысленным. Обычный беженец получит 100 рублей за себя и еще по 100 за каждого несовершеннолетнего члена семьи. Для малоимущих сумма составит 150 рублей.
Необходимые процедуры
Согласно неоднократно упомянутому в статье федеральному закону 4528-1, статья 3, соискатель статуса беженца в день подачи заявления обязан пройти дактилоскопическую экспертизу и сделать фотографию. Процедуру проводит сотрудник УВМ, результаты подшиваются в личное дело иностранца. Шестая статья закона указывает на необходимость пройти медосмотр и получить сертификат, подтверждающий отсутствие ВИЧ.
По административному регламенту, иностранец должен ответить на вопросы опросного листа или заполнить анкету. В первом случае данные заполняются уполномоченным сотрудником на русском языке, если необходимо — используются услуги переводчика. После опроса проводится собеседование, в котором миграционная служба решает вопросы, оставшиеся неотвеченными в опросном листе.
миграция беженец социальный помощь
По мере увеличения масштабов международной миграции её экономические, социальные, культурные и политические последствия возрастают. Миграция может быть созидательной экономической и социальной силой, вызывающей приток работников, развитие экономики, обогащение культуры. Иммигранты с готовностью едут в государства и готовы предложить местным рынкам труда не только свои высококвалифицированные руки и головы, но и насытить рынок труда массовыми профессиональными навыками. Целью миграционной политики любой страны является создание таких институциональных, правовых и экономических механизмов, которые позволили бы сгладить ее негативные последствия, максимально выделив при этом положительные эффекты.
Среди неблагоприятных социальных последствий миграции весьма существенное значение имеет обусловленный ею рост социального стресса как в момент непосредственного переселения, обустройства, так и на стадии адаптации к новым условиям. Срок «приживаемости» переселенцев на новом месте около десяти лет. «Приживаемость» включает в себя аспекты социальной и биологической адаптации, стадию обустройства. [9, c.96]
Так, в период ожидания (чрезвычайная, начальная фаза) человек обычно испытывает чувства неуверенности, изоляции, беспомощности перед лицом своей семьи, страха преследования, беспокойство и неопределенность относительно своего будущего, чувство скорби по тому, что утрачено. Социальный работник должен обеспечить доступ к процедуре предоставления убежища и касающейся ее информации; помочь в подготовке необходимых документов для получения статуса беженца или вынужденного переселенца; поддержать психологически и найти возможность для первичной материальной помощи.
На следующем этапе формы помощи зависят от результата принятого решения. Если отказ — необходимо разъяснить альтернативы (подать апелляцию, просьбу о выезде в другую страну или возвращении на Родину), предотвратить панику и негативные реакции на полученный ответ. Лица, признанные беженцами, нуждаются по прибытии на место в ощущении безопасности, испытывают потребность в уважении и понимании, доброжелательности.
Стратегия успешной интеграции беженцев будет в определенной мере зависеть от:
— оказываемого им приема;
— целостности семьи беженца или ее разобщенности;
— наличия тяжелой душевной травмы;
— принадлежности/непринадлежности к национальному меньшинству у себя на родине;
6 стр., 2590 слов
Российские юристы – в помощь вынужденным переселенцам
Национальные особенности технологии социальной работы с беженцами и мигрантами и вынужденными переселенцами заключаются в поддержке и сопровождении на каждом этапе.
Получение статуса, подтверждение прав на него, оформление легального пребывания на территории РФ – эти и многие другие вопросы подразумевают множество законодательных нюансов. Чтобы решить проблемы, связанные с юридическими аспектами пребывания в России, уже в пунктах временного пребывания беженцам организуется правовая помощь.
Не остаются в стороне и частные организации. Например, оказывала бесплатные юридические консультации, а позже открыла специальную горячую телефонную линию и создала соответствующий раздел на сайте.
Право на получение статуса беженца в РФ
Статус беженца был официально введен от 1951 года. Она определила базовые стандарты, которые могут стать основой для принципиальных действий и установила универсальные рамки, в которых государства могут сотрудничать и разделять ответственность, возникающую в связи с .
Согласно Конвенции, статус беженца могут получить лица, подвергающиеся на территории родного государства преследованию с реальной угрозой жизни и здоровью по причине принадлежности к той или иной социальной группе, сексуальной ориентации, политических взглядов, расы, вероисповедания.
Такие лица не могут воспользоваться защитой своей страны или отказываются от нее, прося убежища на территории другого государства.
На статус беженца не могут претендовать лица, совершившие тяжкие преступления неполитического
Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.
В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.
Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.
Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.
Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.
Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.
В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.
Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.
Но все это – прописанные в нормативных документах правила. На самом же деле жилья для всех нуждающихся очень часто не хватает.
Иногда навстречу иностранным гражданам идут и местные жители, предлагая им приют в своих домах.